контакты    карта сайта

16+

вязники.поиск  

 

 Новости
 Наш город
 Органы власти
 ВИДЕОБЛОГ
 Фотогалерея
 Статьи
 Погода
 Гороскопы
 Программа ТВ
 Сонник
 Каталог файлов
  Доска объявлений


опрос месяца

Участвую регулярно
В этом году буду участвовать впервые
Буду, если заставят на работе или учёбе
Нет, мне лень
Нет, мусор на улице - забота местных властей




на форуме
  • В смерти девушки обвиняют мастера "Вязниковского хлебокомбината"
  • Автор: Улька, Дата: 04.24.17
  • vyazniki.ru - на телефоне
  • Автор: AKTIVATOR, Дата: 04.24.17
  • Продается Great Wall Hover H6
  • Автор: A&K, Дата: 04.24.17
  • Продаю поросят.
  • Автор: liza1991, Дата: 04.24.17
  • Проблемы с лишним весом
  • Автор: МИХАЛЫЧ, Дата: 04.24.17
  • передаем отходы с кухни
  • Автор: Евгений.А, Дата: 04.24.17
  • Лодка Фрегат 320
  • Автор: GRU, Дата: 04.23.17
  • Современная медицина
  • Автор: Marik, Дата: 04.23.17
  • Продам резину Кама 221 (235/70/16) б/у
  • Автор: serg414, Дата: 04.23.17
  • Изделия из стекла для интерьера по индивидуальным размерам
  • Автор: Izoteck, Дата: 04.23.17
      // Свято-Казанский скит
    Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку

    Казанский храм села Акиншино: истоки и возрождение

    Среди лесов и полей, на высоком холме у тихой речки Тары стоит древнее село Акиншино. 5 километров отделяют его от знаменитого посёлка Мстёра Вязниковского района Владимирской области. Места здесь живописные и многие паломники отправляются именно сюда, в этот удивительный, поистине святой уголок России. Кто хотя бы однажды посетил Акиншино, тот долго не забудет красивейшего места и благодатного влияния его на дух и сердце своё.

    Владельцы села Акиншино

    Увеличить картинкуТочное время основания села не известно. С древности остались лишь предания, передаваемые из уст в уста среди местного населения о загадочном белом камне – алатарь да исцеляющем святом источнике. Первое письменное упоминание об Акиншино относится к 1628 году. В выписи с книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова указывается, что земли эти принадлежали к имениям князей Ромодановских и назывались пустошью Алатарь Теренинское селище, а также Акиншино или село Богородское.
    До 1861 года владельцы села менялись. В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Земли первоначально принадлежали всему роду, а с 1802 года – Степану Борисовичу Куракину, с1806 года – его супруге Екатерине Дмитриевне. Она лично посетила Акиншино в 1812 году, ища спасение от французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к её племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Он вносил богатые вклады для Казанского храма и открыл при нём народное училище в 1843 году, называемое «Дмитриевской школой». 7 июня 1848 года погиб его единственный сын Николай и Приклонский продал земли действительному статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову, который стал последним владельцем Акиншино.

    Церковное строительство в Акиншино

    В центре села возвышается Казанский храм. Облик его менялся неоднократно. В древних актах начала 17 века упоминается деревянная церковь, но за многие годы её существования она обветшала. Храмозданная грамота Иоакима – епископа Суздальского и Юрьевского, в 1729 году давала разрешение на строительство новой деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Казанской. В 1815г. местный священник Иван Бутеев и уполномоченный от прихожан крестьянин деревни Зубариха Семён Савельев обратились к Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой о дозволении вместо деревянного храма построить каменную церковь – двупрестольную с колокольнею. После получения Храмозданной грамоты 26 июня 1815 года, прихожане начали изыскивать средства. Деньги были собраны от зажиточных крестьян, а доставка и приготовление стройматериала произведены всем миром. В 1816 году священник Иван и прихожане заключили соглашение с каменщиком Гороховецкого уезда Герасимом Никифоровым. Он обязался построить храм и колокольню за два года.
    8 (21) июля 1816 года в честь храмового праздника иконы Казанской Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 году в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской, а придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при нём колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным.
    Расписан храм в 1855 г. небогатой живописью ценою в 600 рублей. В иконостасе, по описанию местного краеведа И.А. Голышева в 1876г., были древние иконы: Образ Казанской Пресвятой Богородицы начала 17 века (венец серебряный, каменья 8 сердоликовых больших с блёстками золотыми, убрус шит золотом по атласу, нитка половинчатого жемчуга); икона Преображения Господне (17 век) с вызолоченным венцом; икона Тихвинской Божьей Матери (1723 г.), украшенная вызолоченным венцом, жемчугом. Другие иконы написаны мстёрскими иконописцами Иваном и Львом Корягиными в 1820 г. В церковной ризнице хранились многочисленные пожертвования помещиков и прихожан, представляющие замечательные образцы русского художественно – прикладного искусства. Таким образом, окончательно архитектурный ансамбль Казанского храма сформирован в 19 веке. Подробное описание его составили: И.А. Голышев (краевед – литограф) и отец Иван Воскресенский, опубликовавшие свои работы в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей» 1876 г., 1877 г.

    Священнослужители Казанского храма

    До 1869 года притч храма был четырёхчленный и включал: священника, диакона, дьячка, пономаря. Пономарское место закрыто в 1869г., а в 1876г. и место диакона. Нам известны имена лишь некоторых священнослужителей: Федот Иванов (1672г.), Иаков Осипов (1674г.), Дмитрий Иаковлев (1729г.), Трофим Андреев (1795г.), Иван Алексеев (1796 – 1808 г.), Иван Бутеев (1808 – 1833 г.), Андрей Веселовский (1933г.).
    Настоятели храма в 17 – 18 веках были люди малограмотные. Получили лишь домашнее обучение в чтении, церковном пении и письме, но в 19 веке имели уже семинарское образование и занимались преподавательской деятельностью. Особенно хочется отметить Ивана Бутеева и Андрея Веселовского.
    Иван Бутеев – сын священника. С 12 лет служил в церкви Акиншино пономарем, дьяконом и после смерти своего отца священником. При нем начато и закончено устройство каменного храма. Сам отец Иван внес на строительство 300 рублей ассигнациями. В своем доме обучал крестьянских детей чтению и письму. Погребен в южной стороне алтаря Казанской церкви.
    Вторым устроителем храма был Андрей Веселовский. Уроженец Гороховецкого уезда, закончил Владимирскую духовную семинарию. Он не только священник, но и учитель для крестьянских детей. По ходатайству отца Андрея к помещику Приклонскому в Акиншино было открыто народное училище, где он преподавал до 1870года. За свою деятельность награжден епархиальным начальством: набедренником (1852г.), бархатной скуфьей (1855г.), бронзовым наперсным крестом (1857г.), бархатной камилавкой (1862г.), орденом святой Анны III степени.
    Нам не известны имена священнослужителей второй половины 19 века и начала 20 века. Но уже сейчас мы можем утверждать, что Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиншино. Священнослужители не только «лечили» души прихожан, но и обучали их чтению, письму и счету, заботились о неимущих, сиротах, принимали паломников. Народ просто тянулся в этот благословенный край. Приходили не только больные душой, но и телом, получая здесь исцеление.

    Приход Казанской церкви

    Приход Казанской церкви включал 9 полных поселений: Акиншино, Зубариха, Городок, Медведево, Свиново, Яблонцы, Лосья, Семыни, Носково и 1 дом деревни Черноморье. Первой прекратила свое существование деревня Городок в пятидесятые годы 20 века, другие деревни – 60 – 70 годы. Акиншино существовало до 1980 года.

    Трагедия храма в 20 веке

    20 век – это особая, трагическая страница в истории Казанской церкви. В России закрываются храмы, гонениям подвергаются их служители. Этой участи не избежала и Казанская церковь села Акиншино. В 1932г. сброшены колокола. У хранительницы церковных древностей О.Н. Черникеевой насильно отняли ключи представители облисполкома и вывезли в неизвестном направлении древнейшие иконы и другую утварь. В 30-е годы в Акиншино был создан колхоз «Трудовик». Казанский храм превращен в склад для хранения инвентаря и зерна. Церковь опустела и была осквернена в 80-е годы: купол, стены дали трещины и постепенно разрушались. Редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углем расписывали стены.
    Столетиями создавался ансамбль Казанского храма. Поколения 20 века разрушили его в течение нескольких десятилетий.

    Возрождение

    Увеличить картинкуВ 2001 году в Акиншино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 году здесь открыт Свято – Казанский скит Богоявленского монастыря, возглавляет его иеромонах Авраамий (с 2007 – Севастьян). Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, ведется реставрация храма. У подножия холма восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Вода источника уникальна – богата минералами, чиста и считается святой, так как исцеляет, освежает и придает силы паломникам.
    Русские церкви представляют собой большое чудо. Религиозные обители – это красота не только в камне, но главное – в душах людей. Церковь – всегда была оплотом духовности русского народа, его силой.

    материал составлен учителем истории Мстерской школы Зеленцовой С.Н. на основе краеведческих публикаций И.А. Голышева «Село Акиншино – Богородское в Вязниковском уезде» (1876г.), отца И. Воскресенского «Летопись села Акиншино» (1877г.) и бесед с научными сотрудниками Мстеркого музея Осиповой Т.М., Дугиной Г.Н., а также с бывшими жителями села Л. Калашниковой, А.В. Смирновым, Л.В. Козловой, О.Т. Никоновой. Фото А.Ратникова, С.Зеленцовой.




    Статистика портала Вязники.Ру
    Администрация Владимирской области Официальный сайт Администрации Вязниковского района
    Союз журналистов России ТРК Вязники
    Проект


    Все права защищены. Полное и/или частичное использование материалов сайта "Вязники.Ру" разрешается только
    при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.vyazniki.ru.
    Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
    Экспорт в формате RSS    Реклама на сайте   |   Информеры

    2006-2017 © ООО "Интранить", А.А. Ратников, Вязники.Ру. 16+ (Для читателей старше 16 лет)
    Cвид. о регистрации: СМИ Эл. № ФС 77-27298