контакты    карта сайта

16+

вязники.поиск  

 

 Новости
 Наш город
 Органы власти
 ВИДЕОБЛОГ
 Фотогалерея
 Статьи
 Погода
 Гороскопы
 Программа ТВ
 Сонник
 Каталог файлов
  Доска объявлений


опрос месяца

Участвую регулярно
В этом году буду участвовать впервые
Буду, если заставят на работе или учёбе
Нет, мне лень
Нет, мусор на улице - забота местных властей




на форуме
  • гастроэнтеролог
  • Автор: марина-47, Дата: 04.26.17
  • Требуется электромонтер связи
  • Автор: СКТВ, Дата: 04.25.17
  • Требуется видеооператор
  • Автор: СКТВ, Дата: 04.25.17
  • FM-радио в Вязниках
  • Автор: PREDATOR, Дата: 04.25.17
  • Современная медицина
  • Автор: Marik, Дата: 04.25.17
  • В моногороде Вязники будет создана тысяча рабочих мест
  • Автор: Улька, Дата: 04.25.17
  • В смерти девушки обвиняют мастера "Вязниковского хлебокомбината"
  • Автор: Улька, Дата: 04.25.17
  • Профилактика, лечение заболеваний
  • Автор: Marik, Дата: 04.25.17
  • Сельская школа хищения Вязниковского района
  • Автор: МИХАЛЫЧ, Дата: 04.25.17
  • продаю радиаторы чугун бу
  • Автор: klod, Дата: 04.25.17
      // Иконопись. Миниатюра

    Увеличить картинку

    Увеличить картинку

    Увеличить картинку


    ИКОНОПИСЬ БОГОЯВЛЕНСКОЙ СЛОБОДЫ (МСТЁРЫ)
    Мстёра – один из уникальных центров русской национальной культуры на древней земле близ Владимира и Суздаля.
    Слободу окружали малоплодородные земли, а водный путь через Клязьму, Оку и Волгу соединял ее со всеми поволжскими городами. Это способствовало развитию ремесел, и одним из главных было иконописание.
    Возникнув в XVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись в середине XVIII века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно выросли из небольших семейных в довольно крупные, с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С.А. Суслова, И.П. Догадина, В.О. Шитова.
     Иконописный стиль Богоявленской слободы XVIII века во многом определялся культурными запросами старообрядчества, которое находилось в явной и скрытой оппозиции к официальной церкви. Старообрядцы считали образцовой иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века, северные «поморские письма».
    Этот стиль проявлялся в сдержанном темноватом колорите, умеренном пользовании золотом, сильном строгом рисунке, плоскостности, ковровости, орнаментальности.
    Было и второе стилистическое направление, основанное на элементах барокко и классицизма и определившееся с середины XVIII века в академическую религиозную живопись. Но она распространения среди мстерских иконописцев не получила.
    К началу XIX века складываются прочные торговые связи Богоявленской слободы с отдаленными уголками России и с Балканскими странами. Бродячие торговцы иконами и книгами – офени ходили в Румынию, Сербию, Болгарию, на Урал и в Сибирь. Налаживая экономические взаимоотношения, они попутно укрепляли и духовные связи иконописцев, обогащали их знанием традиций, обычаев, образа жизни различных народов, пониманием их национальных особенностей.
    В этот период иконописцы работали не только в самой Мстёре, они приглашались для росписи церквей, на реставрационную работу в Москву, Санкт- Петербург, Новгород.
    Став известными, мстерские иконописцы, мастера старинной иконы братья Чириковы, М.И. Дикарев, В.П. Гурьянов работали в конце XIX века в Москве в лучших иконописных мастерских, открыли в последствии свои, куда приглашали наиболее талантливых земляков. Здесь выполнялись заказы богатых старообрядцев и высокопоставленных особ царского двора. Это были дорогие, написанные под старину иконы или работа по реставрации.
    О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний.
    На снимках слева направо: Владимирская Богоматерь. XVII век, Рождество Христово. 1912 год, Спас Вседержитель. 1913 год.
     

    Увеличить картинку

    Увеличить картинку

    Увеличить картинку

    Увеличить картинку


    МСТЁРСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

    Увеличить картинку Октябрьская революция 1917 года в России была серьезным испытанием для искусства Мстеры. Иконописцы подвергались репрессиям и гонениям. Однако, они, веками копившие в душе красоту и высокую духовность русского искусства, а в руках мастерство, - выжили. К 20-м годам XX века росток мстерского искусства начал подниматься и расцветать.
    В 1923 году А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.Н. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи» и предприняли попытку перенести свое искусство на украшение деревянных предметов: точеных солонок, тарелок, матрешек.
    К 1930-м годам была освоена технология изготовления папье-маше, из которого делали шкатулки, ларцы, бисерницы. Их стали украшать миниатюрам. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса. Сохранились принципы иконописного письма, однако сюжеты брались из повседневной жизни, из сказок.
     Увеличить картинкуУвеличить картинкуТрадиционным для мстерских художников является участие в отечественных и зарубежных художественных выставках. На I Всероссийской кустарно-промышленной выставке (1923) и на Всемирной выставке в Милане (1935) художники Мстёры сделали серьезную заявку на высокое искусство, а после Всемирных выставок в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), где были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей, стали широко известными.
    В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) большинство мастеров ушло на фронт. В послевоенные годы миниатюру Мстёры, как и других центров лаковой живописи, захлестнул станковизм. Декоративная специфика миниатюры, условность ее художественного языка были разрушены. Только в 1960-1970-е годы началось возрождение традиций, поиск новых направлений в развитии мстерского искусства.
    В это время много работают в миниатюре старейшие художники, заслуженные деятели искусств РСФСР И.А. Фомичев, Е.В. Юрин, художники среднего поколения Л.А. Демидова, Е.Н. Зонина, В.С. Корсакова, Н.А. Любомудрова, Н.А. Наумов, В.Е. Старкова, Н.И. Шишаков и молодой в те годы Л.А. Фомичев, творчество которых отмечено экспериментами и поиском. 
    В 1970-1980-е годы вместе с ними начинают работать мастера нового поколения – В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, П.Ф. Заец, В.А. Лебедев, В.Н. Молодкин, В.С. Муратов, В.К. Мошкович, П.П. Можаев, П.И. Сосин и другие.
    Увеличить картинкуСложилось творческое ядро коллектива более чем из пятидесяти живописцев. Они сохранили традиционную узорность и декоративность форм, мягкий колорит, чистые звонкие краски, плотную технику работы темперой, стремление к лаконизму в композиционном решении.
    В современной Мстере возрождаются традиции иконописания, реставрационного дела и монументальной живописи. Центром промысла является ПК ЦТММ (производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры), созданный в 1998 году на основе фабрики «Пролетарское искусство» (1960 -1998 г.г.). Активно работают частные мастерские и отдельные мастера. Среди ведущих художников Мстёры: Народный художник России - Л.А. Фомичев, Заслуженные художники России – В.Ф. Некосов, Н.А. Любомудрова, Е.Н. Зонина, Л.А. Демидова, П.И. Сосин, В.Н. Молодкин, В.Е. Старкова и др.
    По традиции эти художники активно участвуют в выставках – в Италии, США, России (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород) и др.

    Увеличить картинкуПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ
    ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
    (ПК ЦТММ)
    Адрес предприятия: Владимирская область, Вязниковский район, п. Мстёра,
    ул. Ленина, д. 3
    Телефон: (849233) 5 – 02 - 43

    На снимках слева направо: Грачев А.Г. «Люди добрые лячу». 2000 г.; Шемонаева И.В. «Песня про купца Калашникова». 1997г.; Молодкин В.Н. «Три радости». 1997г.; Шишаков Н.И. «Коробейники»; художники Н.П.Клыков, А.И.Брягин, А.Ф.Котягин, В.Н.Овчинников; Евдокимова Е. «Спящая царевна»; Корсаков В.И. «Кремлевский холм». 1955г; Мошкович В.К. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. 1993г; здание ПК ЦТММ.




    Статистика портала Вязники.Ру
    Администрация Владимирской области Официальный сайт Администрации Вязниковского района
    Союз журналистов России ТРК Вязники
    Проект


    Все права защищены. Полное и/или частичное использование материалов сайта "Вязники.Ру" разрешается только
    при условии ссылки на сайт, для интернет-ресурсов — при условии активной гиперссылки www.vyazniki.ru.
    Ответственность за содержание и достоверность рекламных материалов несут рекламодатели.
    Экспорт в формате RSS    Реклама на сайте   |   Информеры

    2006-2017 © ООО "Интранить", А.А. Ратников, Вязники.Ру. 16+ (Для читателей старше 16 лет)
    Cвид. о регистрации: СМИ Эл. № ФС 77-27298