Вязники.Ру > Статьи > Вязниковский музей в 1920-е годы


Вязниковский музей в 1920-е годы
Дата: 19 мая 2010


Увеличить картинкуВязниковский уездный художественно-исторический и местного края музей (одно из названий в те годы) впервые был открыт для посещения его вязниковцами 7 ноября 1919 г., постоянно музей стал принимать посетителей с 1 мая 1920 г. Именно в те годы происходит становление музея, формирование его как культурно-просветительского учреждения особого типа, нового для г. Вязники и Вязниковского уезда. Музей постепенно превращался в единственное в своем роде хранилище местной истории.
К ста с лишним экспонатам, собранным к открытию музея, добавились новые. В планах и отчетах о работе музея, хранящихся в его архивах, читаем: «На 1.10.1929 г. всего экспонатов насчитывается 1164 и, кроме того, 1 коллекция Липкинской дюнной стоянки». Первоначально собирались предметы - старой (иконы) и новой живописи (картины, гравюры, репродукции), предметы художественно-промышленного производства (мебель, бронза, канделябры, стенные бра, мрамор, русский фарфор и хрусталь, венецианское стекло). Все эти экспонаты могли представить старые, уходящие в прошлое виды искусства, промыслы, быт.
Быстро менялись условия жизни населения, его уклад, поэтому в 20-е годы наряду с уже названными ставилась задача «собрать предметы домашнего крестьянского обихода - русского крестьянского творчества, как то: резьба по дереву и кости, керамика, вышивка, литье. Собрать сведения о дюнных стоянках, городищах, пещерах, могильниках». В 1928 г. новый заведующий музеем Николай Петрович Рождественский писал: «Естественно, что в музее сравнительно богато представлены отделы художественной и древней иконописи (картины, мебель, скульптуры, иконы), отделы же природы, экономики и историко-революционный находятся в стадии первоначальной организации».
Вновь открытый музей имел 3 основных экспозиции: древней (иконы) и новой (современной) живописи, а также отдел художественно-промышленного производства. С течением времени экспозиции изменились, приобретя краеведческую направленность.
С 1919 г. музей размещается в одном из красивейших архитектурных сооружений нашего города - бывшем купеческом доме Кашиных-Елизаровых, построенном в конце 18 века. Этот в прошлом жилой дом - один из первых каменных домов уездного города Вязники - был мало приспособлен для размещения в нем музейных экспозиций. Н.П. Рождественский писал: «Свыше 50% площади пола занято мелкими темными комнатами, коридорами и складочными помещениями, вследствие чего не используются под музейную экспозицию. Однако здание вполне может быть приспособлено под музей путем капитального ремонта, внутренней перепланировки комнат, отопления коридоров, устройства одной широкой лестницы, но музей не располагает необходимыми средствами для производства указанного ремонта, а по местному бюджету ежегодно получает систематический отказ в отпуске средств на ремонт».
В то время в ведении музейного отдела Главнауки находилась часть взятых государством на учет и приданные музею архитектурных и исторических памятников нашего края. Среди них бывший дом Елизарова (конец 18 века), в котором разместился музей, бывший Благовещенский монастырь (17 век). К ним также прибавились : Введенская церковь, Троицкая церковь, Богоявленский собор (Мстера), деревянная церковь в погосте Архидьяконский, 12 дюнных стоянок и 2 городища (Пирово Городище и Тархановское).
Первые шаги в научно-исследовательской работе музея в 1920-е годы были связаны с этими памятниками и выражались в учете, перерегистрации исторических памятников города и уезда, изучении архивных материалов о них, в частности, о местной чудотворной иконе Казанской Богоматери. Одновременно собираются и изучаются архивные и печатные материалы по истории и экономике местных фабрик и заводов г. Вязники и края. Из-за малочисленности штата музея исследовательскую работу вместе с сотрудниками музея ведут члены Вязниковского отделения научно-краеведческого общества, секретарем которого был заведующий музеем Н.П. Рождественский.
В условиях нэпа в 1920-е годы сложилась своеобразная система финансирования музея. Из местного городского бюджета выдавалась зарплата заведующему музеем и уборщице. Все остальные средства музей зарабатывал. Часть помещений внутри здания и тех, которые находились в его ведении, сдавались в аренду. Так, канцелярия и комната техслужащей сдавалась под общежитие рабфака. Другая часть помещений сдавалась под жилые помещения (квартиры) для рабочих и общежитие студентов льнотехникума. Сдавались в аренду торговые помещения Казанского собора, реализовывалось ветхое и ненужное имущество Благовещенского монастыря.
Несколько лет на земельных участках музея площадью 2 га выращивались огородные культуры и на корню продавались Вязниковскому центральному рабочему кооперативу. Полученные деньги шли на оплату труда огородных рабочих, остальные музеем использовались на капитальный ремонт, отопление и освещение здания, приобретение экспонатов. Заработанные средства шли также на содержание сверхштатного персонала музея -1 научного сотрудника – помощника заведующего музеем, ночного сторожа и мастера-реставратора. В 1929-1930 г. из ведения музея изъяли торговые помещения Казанского собора, начался переход на финансирование из местного бюджета. Музей постоянно нуждался в средствах, значительная часть которых поглощалась содержанием самого здания. Сохранялось старое печное отопление. Дров не хватало, они поступали с опозданием, поэтому в залах, где размещались выставки, всегда было холодно. Освещение также было скудным, экспозиция для посещения открывалась в дневные часы с 10 до 14 часов. Здание плохо охранялось. Решеток в окнах не было. «Ночная охрана производится городским уличным сторожем за особую плату», - писал Н.П. Рождественский в 1929 г. , водопровода и телефона в музее также не было.
Несмотря на все трудности музей работал, его посещали и любили жители нашего города и уезда. С октября 1928 г. по октябрь 1929 г. его посетили 8912 человек, было проведено 56 экскурсий. В музее сложился маленький, но очень работоспособный и сплоченный коллектив, который много и плодотворно работал. В 1920-е годы сменилось несколько заведующих музеем. Среди них такие известные люди, как академик живописи Н.Н. Харламов, последний вязниковский городской голова В.И. Глотов, известный в музейных кругах К.М. Большаков, наконец, в 1928 году заведующим музеем становится Н.П. Рождественский, известный краевед, кандидат исторических наук. Его помощником и единственным научным сотрудником стал К.М. Большаков, много времени уделявший проблемам исследования природы и производительных сил родного края, а также археологическим раскопкам на территории Вязниковского уезда.
В музее долгое время не было должности смотрителя. Первая техническая служащая Анна Леонтьевна Марченко выполняла работу уборщицы и наблюдателя во время экскурсий, обеспечивала порядок в выставочных залах. 1920-е годы были очень сложными не только из-за финансовых и бытовых проблем, но и вследствие того, что коллектив музея приступил к новой, неизвестной и трудной работе по сохранению исторического прошлого края.

Римма ГАРИНА,
научный сотрудник музея.

___
Источник: МАЯК №44 от 18 мая 2010 года